В мире потребителей

В мире потребителей

Мы часто пишем о брендинге, продвижении и работе с клиентами. Даже политикам в прошлом выпуске рассылки досталось:) А в новом материале достанется потребителям, которых мы жёстко отклассифицируем по видам и расскажем об их поведении. Спойлер: статья содержит Николая Дроздова Приятного чтения!

Самый главный человек в работе агентства — это даже не наш клиент, а конечный потребитель его продукта или услуги. Чтобы его понять, маркетологи то и дело классифицируют потребителей по самым разным принципам: от их психики и влияния внешних групп до разницы интересов или наличия денег. Всё это очень научно и полезно, но немного скучно. На самом деле потребители — почти как животные: такие же непонятные, непредсказуемые и импульсивные:) А ещё, так же как и звери, они вряд ли расскажут о своём поведении — потому их пристально и изучают. Вот мы и решили создать собственную теорию видов — как если бы Николай Дроздов внезапно стал маркетологом.

В мире потребителей

Енот

В мире потребителей

Этот вид потребителей склонен к постоянным поискам. Они не могут совладать с собой, видя множество товаров — им постоянно хочется попробовать что-то новое ради разнообразия. Еноты готовы открывать всё новые места и бренды, лишь бы утихомирить свой интерес, но порой это оборачивается против них: так, они могут нарваться на что-то очень неприятное. Но даже это не убьёт их тягу к экспериментам.

Лебедь

В мире потребителей

Потребители-лебеди выбирают раз и на всю жизнь. Их безоговорочная приверженность поражает: ведь даже если на полке они не найдут товар-любимчик, они будут терпеливо ждать его появления, не покушаясь купить что-то взамен.

Собака

В мире потребителей

Потребитель-собака руководим привычками. Ему нравится ходить в одно и то же место и покупать один и тот же товар — просто потому что он так всегда делает. Но это не значит, что он что-то сознательно выбрал — просто разница между товарами невелика, как и между симпатичными дворняжками, с каждой из которых хочется подружиться. Поэтому такому потребителю практически всё равно, что покупать — он просто идёт в магазин и берёт первую попавшуюся упаковку.

Удав

В мире потребителей

Потребителя-удава не заманить маркетинговыми уловками ради импульсивных покупок. У него есть своя собственная периодичность потребления (причём, довольно редкая), которой он придерживается. Поэтому ни один мимо пробегающий кролик не взбудоражит его, если он уже сыт по горло.

Колибри

В мире потребителей

Для этих особей потребляемый товар невероятно важен — они буквально жить без него не могут, поэтому готовы тратиться на него снова и снова. Внезапное отсутствие или (чего хуже) снятие с производства сопоставимо с катастрофой — поэтому так с ними лучше не шутить.

Сурикат

В мире потребителей

Сурикаты не мыслят себя без своей многочисленной группы особей. И всё, что идёт вразрез с интересами группы, сурикатом-одиночкой отвергается под страхом смерти. Поскольку взаимодействие с членами группы почти непрерывно (ведь они одна семья), поведение передаётся из поколение в поколение, и заманить в маркетинговую ловушку таких потребителей сложно — только если выбор одобрит вся стая.

Сорока

В мире потребителей

Потребителя-сороку привлекает все новое и красивое — он приходит в восторг от новинок и обладает неутолимой жаждой их получить. Некоторые особо рисковые особи готовы на жертвы: питание сплошными дошираками ради новенького айфона 7, например. При этом данный вид не лишён ума и наблюдательности: ещё бы, нужно обозревать как можно больше сфер, чтобы быть в курсе блестящих (во всех смыслах) инноваций.

Тигр

В мире потребителей

Тиграм всё равно, что им подсунут маркетологи — они на это не ведутся. И мнение групп их тоже не беспокоит, они привыкли полагаться лишь на личностный опыт. Тигры активны и много занимаются анализом, и в погоне за товаром им интересен не только результат, но и сам процесс: ради него можно и в засаде посидеть-поизучать, и побегать тоже.

Ленивец

В мире потребителей

Потребитель-ленивец — ярый любитель процесса: ему нравится неспешно ходить по магазину, внимательно изучать полки, аккуратно брать с них товары и медленно ставить их обратно. Это занятие доставляет ему удовольствие. Не факт при этом, что он что-то купит. А если и купит, то не совсем то — за время пребывания в магазине он попросту забудет, зачем вообще пришёл.

Обезьяна

В мире потребителей

Потребителя-обезьяну легко спровоцировать. Он движим импульсами и не заботится о потраченных времени и деньгах. Если ему внезапно стал нужен банан — он добудет его любой ценой, даже залезая в долги. И не дай бог вам встать у него на пути и забрать последний объект его желания с пустой полки — до поножовщины даже может дойти.

Уж

В мире потребителей

Ужи по внешнему виду очень схожи с теми, кем хотят казаться: они носят подделки под известные бренды, покупают айфоны в кредит и выставляют в инстаграме искусно отфотошопленные фоточки «с морей». Им хочется подняться на уровень выше в социальной иерархии, и не стоит осуждать их за это: они могут стать идеальными жертвами рекламы.

Павлин

В мире потребителей

По одному виду понятно, что их главное оружие — яркая индивидуальность. Им не очень-то нравятся правила, они могут выглядеть весьма эксцентрично. Павлины молоды, узы брака им пока не интересны — их больше прельщает самолюбование. Поэтому товары, поддерживающие их образ, — как глотки воздуха, без которых сложно существовать. Павлины могут быть импульсивными, но скандалы в гипермаркетах не в их практике — проще вильнуть хвостом и унизить соперника, показав свою ахерительность.

Муравей

В мире потребителей

Потребители-трудяги. Им не нужно, чтобы всю работу за них делали специально обученные люди — им самим это в кайф. Поэтому продать им дорогое обслуживание вряд ли получится: они и ремонт сами сделают, и путёвку себе сами выберут. Муравьям крайне важна организованность во всём: распорядок дня, список покупок и вот это вот всё, поэтому рекламой их вряд ли заманишь. Да и презирают они эту сферу, считая, что в ней кругом обман.

Брать за основу нашу классификацию мы не призываем, хотя она и базируется сразу на нескольких известных подходах. Но если вдруг, прочитав её, вы поняли, что не знаете о своих потребителях таких тонкостей — это повод углубить знания в этой области. Но всё-таки главное во всех этих теориях — это не сами классификации, а их польза при выстраивании маркетинговой стратегии. И тут уж дело вкуса: прислушиваться к классикам экономической мысли или вырабатывать собственные подходы, как это сегодня с долей шутки сделали мы:)

читать следующий материал