Политика конфиденциальности

Настоящая политика конфиденциальности распространяется на всех посетителей и пользователей сайта. Пользователю сайта необходимо внимательно ознакомиться с настоящими Условиями.

Пользователь дает ИП Снитко Д. А. разрешение на обработку своих персональных данных, указываемых им в анкете, на сайтах компании.

ИП Снитко Д. А. использует всю добровольно предоставленную пользователем информацию для обработки и предоставления графических услуг.

Никакая информация личного характера об отдельном пользователе не разглашается, кроме случаев, предусмотренных законом.

Согласие на рассылку

Настоящая политика конфиденциальности распространяется на всех посетителей и пользователей сайта. Пользователю сайта необходимо внимательно ознакомиться с настоящими Условиями.

Пользователь дает ИП Снитко Д. А. разрешение на обработку своих персональных данных, указываемых им в анкете, на сайтах компании.

ИП Снитко Д. А. использует всю добровольно предоставленную пользователем информацию для обработки и предоставления графических услуг.

Никакая информация личного характера об отдельном пользователе не разглашается, кроме случаев, предусмотренных законом.

Блог Рассылка

12 Сентября 2017

Регистрация товарных знаков

В середине февраля 2016 года МТС, Сбербанк и Газпром запатентовали свои фирменные цвета. Отныне красный, зелёный и синий стали их полноценной интеллектуальной собственностью. Обычно в России редко регистрируют цвета, но гигантов это не испугало, пусть и заняла процедура в среднем по три года у каждого.
В этом материале рассказываем о регистрации и патентовании: как это устроено, что можно сделать охраноспособным, а что нет, и примеры, конечно же. Приятного чтения!

В настоящее время товарным знаком никого не удивишь, ведь в российском законодательстве этот термин применяют к обозначениям, «служащим для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей».

Но не каждый товарный знак с признаками индивидуализации законодательно индивидуален — защитой от посягательств обладает лишь официально зарегистрированные товарные марки.

Зачем защищаться

Сразу оговоримся, что регистрация обозначения в качестве товарного знака — право предпринимателя, которое не является обязательным требованием. Тем не менее, именно регистрация является подтверждением, что имущественные права на то или иное обозначение принадлежат вам и только вам.

Если товарный знак не регистрировать, он становится уязвимым. Тогда нередки случаи, что им будут пользоваться сразу несколько компаний или лиц. И отстоять своё право в таких ситуациях может быть очень и очень непросто, а на успех в суде надеяться не приходится — сложно доказать, кто был первым. А если доказать нельзя, а деньги в бренд уже вложены, это невероятно обидно.

Зато после регистрации товарный знак попадает под правовую охрану, и уже никто другой не сможет им воспользоваться, а если и попробует это сделать — у владельца появляется право сказать нарушителю «ай-яй-яй!» и требовать справедливости в суде.

Регистрируются как товарный знак:

Словесные знаки

Простое название или шрифтовая комбинация (названия брендов, аббревиатуры, фирменные шрифты, рекламные слоганы).Самый распространённый вид в практике регистрации: почти 80% от всего объема операций.

Изобразительные знаки

Обозначения в виде изображений, не содержащие словесных элементов.

Комбинированные знаки

Сочетание изобразительных и словесных элементов. Именно такие знаки и называют логотипами.

Дополнительно

Можно зарегистрировать цветовую гамму товарного знака (как это и сделали «Сбербанк», «Газпром» и «МТС») или форму упаковки.

Нельзя зарегистрировать как ТМ:

1. Общепринятые знаки и термины (например, продуктовый магазин не может называться «Продукты»)

2. Обозначения без различительной способности или указывающие на вид товаров, их качество, количество, свойство, назначение, ценность, время, способ или место их производства.)

Эти элементы можно включить в товарный знак как неохраняемые при условии, что они не занимают доминирующего положения. То есть, вы можете назвать сок «Добрый», но никак не получится зарегистрировать «Вкусный» или «Апельсиновый».

3. Государственные гербы, флаги и другие государственные символы или обозначения, а также сокращённые или полные наименования международных или межправительственных организаций (и их гербы, символы или знаки).

4. Элементы, содержащие ложные или вводящие в заблуждение понятия, и те, что противоречат общественным интересам, принципам гуманности и понятиям морали.

5. Обозначения, похожие на изображения культурных объектов Российской Федерации, объектов всемирного культурного и природного наследия.

6. Товарные знаки, которые уже зарегистрированы в других странах. Так что, если марка есть за рубежом, а в России нет её представительства или филиала — получить патент не выйдет.

7. Если в соответствующем товару классе МКТУ (Международном классификаторе товаров и услуг) уже есть зарегистрированные товарные знаки.

8. Товарные знаки, похожие на другие, без разрешения владельца оригинальной ТМ.

Например, Abibas вы сможете использовать, только если вам даст на это согласие Adidas.

9. Место происхождения, которое само по себе является товарным знаком (например, «Тульский пряник»).

10. Товарный знак или бренд на основе произведений литературы, науки или искусства, если у вас нет согласия от обладателя прав. Это касается и персонажей таких произведений, и даже цитат. Или если товарный знак касается какого-то лица, то без его согласия тоже ничего не получится.

11. Доменное имя, знаки соответствия или промышленные образцы. Если есть сайт, который называется так же, как и ваша марка — скорее всего, свидетельство о регистрации не дадут.

Прецеденты

Несмотря на вроде бы прозрачные запреты, не всегда получается зарегистрировать товарный знак без оговорок или обойтись без разбирательств.

Например, Coca-Cola 5 лет пытается зарегистрировать форму своей бутылки как элемент бренда, но не в каждой стране это получается. Европейский суд постановил, что новый дизайн не позволит среднестатистическому потребителю отличить бутылку колы от любого другого напитка. А в США форму бутылки запатентовали ещё 100 лет назад, в 1916 году. К слову, в России бренд выиграл спор с Роспатентом.

Алтайская сеть магазинов «Мария-Ра» выплатила немецкой компании, владеющей правами на мультсериал «Смешарики», 40 тысяч рублей. А всё потому, что в сети продавались торты с изображением героев популярного детского мультика.

Начиная с 2010 года компания Smeshariki GmbH активно защищает свои авторские права через представителей своих интересов в регионах (часто ими оказываются сотрудники патентных бюро). Эти «агенты» выискивают случаи недобросовестного использования известных персонажей сериала. Под судебные разбирательства уже попадали производители детской одежды, мебели и мягких игрушек.

Создатель сериала «Теория большого взрыва» Чак Лорри обвинил авторов белорусского сериала «Теоретики» в плагиате. Лорри пытался защитить авторские права своего сериала, но тщетно. Телеканал, на котором идёт сомнительный аналог знаменитого сериала, принадлежит правительству Белоруссии. Поэтому судиться с ним — откровенно не вариант. Чак Лорри, приняв всю безвыходность ситуации, предложил создателям «Теоретиков» выслать ему «хотя бы парочку фетровых шляп».

Совсем недавно министр культуры России Владимир Мединский «передал привет» компании Danone. И пообещал ей проблемы. А всё потому что, по словам министра, Danone не платил отчисления «Союзмультфильму» за использование героев из «Простоквашино» на упаковках.

Исполняющий обязанности директора мультипликационной студии Глеб Давыдов понадеялся на досудебное решение вопроса. А вот представители «Danone» заявили, что приобрели права на бренд непосредственно у самого создателя истории — Эдуарда Успенского. В настоящий момент неясно, удалось ли компаниям урегулировать возникшие разногласия.


Регистрация торговой марки — та ещё головная боль: сбор бумаг, 11–12 месяцев времени и госпошлины. Но это того стоит. Когда марка известна и любима потребителями, это не только увеличивает капитал, но и даёт возможность продавать права на бренд и открывать франшизы.

Так что запатентованная торговая марка — это не только имидж и отражение философии вашей компании, но и надёжная защита от подделок со стороны конкурентов.

Ещё материалы из Рассылка:

Подписывайтесь на еженедельную экспертную рассылку о брендинге и креативе